бюджетная политика и внутренний долг



Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над доходами.

Существуют разные причины, которые могут влиять на возникновение бюджетного дефицита, например:

• спад производства, вследствие чего уменьшаются поступления от налогов, которые являются основой для доходной части бюджета;

• военное финансирование и большие социальные программы, которые увеличивают дефицит бюджета за счет расширения расходной части.

Покрытие бюджетного дефицита происходит обычно тремя традиционными способами: использование государственных займов, ужесточение налогообложения и эмиссия денег.

Очевидно, что дефицит бюджета — отрицательная характеристика, хотя его бездефицитность еще не означает хорошего состояния экономики.

Попытка государства поддерживать сбалансированный бюджет, когда расходы в точности равны доходам, приводит к большим сложностям. Например, если увеличивается безработица, то уменьшаются налоговые поступления. Чтобы в этой ситуации сбалансировать бюджет, мы должны повысить налоги и снизить государственные расходы, что только уменьшит совокупный спрос, поэтому рост ВНП еще больше замедлится и увеличится безработица. Или, если растет инфляция, то рост денежных доходов увеличивает налоговые поступления, для сбалансирования доходов и расходов бюджета мы должны снизить ставки налогов или увеличить государственные расходы, что будет только стимулировать инфляцию. Таким обратом, непрерывно поддерживать сбалансированный бюджет практически невозможно.

Второй подход к регулированию государственного бюджета исходит из необходимости балансировать последний за определенный длительный промежуток времени, а не за каждый год. Действительно, при экономическом спаде мы снижаем налоги и увеличиваем государственные расходы, это создает дефицит бюджета. Последующий подъем экономики позволяет повысить налоги и сократить государственные расходы, что дает возможность компенсировать дефицит предыдущего периода. То есть мы пытаемся циклически осуществлять колебания около равновесной точки. Сложность этого подхода состоит в том, что весьма трудно точно уравнять положительные и отрицательные отклонения бюджета.

Третий подход принципиально отличается от первых двух и заключается в том, что цель фискальной политики состоит в обеспечении сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом:

• по мере экономического роста налоговые поступления возрастают, что автоматически приводит к ликвидации дефицита бюджета;

• правительство обладает достаточными правами и безграничными возможностями финансировать бюджетный дефицит;


• внутренний государственный долг для сильной экономики не очень обременителен.

При таком подходе нужно отдавать себе отчет, что даже для процветающей экономики существует критический уровень бюджетного дефицита, при котором данная схема перестает работать.

Государственный долг — сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Этот долг может быть внешний и внутренний.

Внешний долг — долг иностранным государствам и организациям. Обычно зарубежный кредитор ставит определенные и жесткие условия при выдаче кредита, а в счет его погашения требуется отдавать ценные товары и услуги. Это наиболее обременительный долг для экономики страны. Кроме того, он снижает международный авторитет государства.

Внутренний долг — долг государства своему населению. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны, так как наибольшее количество государственных обязательств сосредоточено в руках наиболее состоятельной части населения, а погашаются эти обязательства за счет всего населения. Этот долг, как правило, можно компенсировать только повышением налогов, что снижает экономические стимулы развития производства. Психологически внутренний долг усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне.

Содержание раздела